28 марта
2024
четверг
Информационный Портал Сибири
 




Афиша городов Сибири

БарнаулБарнаул
КемеровоКемерово
НовокузнецкНовокузнецк
НовосибирскНовосибирск
ОмскОмск
ТомскТомск


Подробности:

Театр
Кино
Изо
Литература
Музыка
Персоны
все рубрики >>
последние статьи >>
полный список статей >>
статьи категории Театр >>

Трагедия «Макбета»

Копродукцию НГАТОиБ и парижской Opera Bastille – оперу Дмитрия Чернякова «Макбет» – сняли с «Золотой маски».

08.02.2010
Категория: Театр

Копродукцию НГАТОиБ и парижской Opera Bastille – оперу Дмитрия Чернякова «Макбет» – сняли с «Золотой маски».«Макбет», как и многие другие оперные спектакли Дмитрия Чернякова,чрезвычайно дорог и сложен с технической и исполнительской точек зрения.

Смый масштабный международный проект за всю историю Новосибирского театра оперы и балета — «Макбет» в постановке главного провокатора российской оперной сцены Дмитрия Чернякова — неожиданно был снят с конкурсной программы «Золотой маски». О дисквалификации русско-французской оперной постановки стало известно буквально на днях из объявления на сайте всероссийской премии-фестиваля. Никаких официальных комментариев от дирекции НГАТОиБ по этому поводу не прозвучало.

Вердикт, вынесенный оргкомитетом национальной театральной премии «Золотая маска» 28 января 2010 года, таков: «К сожалению, не все спектакли, выдвинутые экспертами на соискание премии «Золотая маска», приедут в Москву. В силу организационных и технических причин совместная постановка Новосибирского театра оперы и балета и Парижской национальной оперы — «Макбет» Дмитрия Чернякова — в этом сезоне не может быть показана ни в Новосибирске, ни в Москве, ни в Париже. Так как жюри «Золотой маски» не имеет возможности посмотреть спектакль, он не может быть номинантом национальной театральной премии».

Ничего конкретного об организационных и технических причинах, сорвавших запланированный фестивальный показ, оргкомитет не сообщает. Туманность и очевидную уклончивость формулировки могла бы рассеять дирекция новосибирского театра. Однако руководство «Сибирского Колизея» решило промолчать. Вернее, так: сначала журналистам рекомендовали подождать, ибо, по словам сотрудников пресс-службы НГАТОиБ, опубликованное решение жюри не было окончательным и могло быть изменено, а через день те же сотрудники вежливо объясняли, что участия в «Золотой маске» точно не будет, а за разъяснениями все-таки лучше обращаться к оргкомитету фестиваля, потому что никаких официальных комментариев от директора театра Руслана Ефремова по этому поводу не последует. «Получение «Золотой маски» не было для нас самоцелью. Намного важнее то, что постановка «Макбета» вывела новосибирский театр на новый уровень и буквально открыла нам Европу, — пояснили в пресс-службе НГАТОиБ. — Директор театра еще на предновогодней пресс-конференции говорил о том, что жюри фестиваля могло бы выставить оценки спектаклю заочно: все судьи видели спектакль в записи, и почти все присутствовали на премьерных показах «Макбета» в Новосибирске. Но если такой путь оказался для жюри неприемлемым, то нам остается только принять их решение».

Выходит, Новосибирский театр оперы и балета рассчитывал на исключение из правил национальной премии-фестиваля, согласно которым жюри должно выставлять оценки номинантам только после просмотров «вживую» (запись спектакля необходима только при подаче заявки)? Кажется, это не так. Обратим внимание на историю выдвижения «Макбета».

По итогам прошедшего театрального сезона 2008–2009 гг. Новосибирский театр оперы и балета стал едва ли не рекордсменом по количеству номинаций на соискание главной театральной премии страны. В список претендентов на престижную театральную награду одновременно вошли два оперных и два балетных спектакля. Балеты «Бессмертие в любви» и «Who cares? (Не все ли равно?)» претендовали на звание лучшей балетной постановки, а также на лучшую работу балетмейстера (Эдвард Льянг за «Бессмертие в любви»), лучшую женскую (Анна Жарова, «Who cares?») и мужскую роли (Игорь Зеленский, «Who cares?»). Четыре номинации — «лучший оперный спектакль», «работа дирижера» (Евгений Волынский), «женская роль» (Елена Поповская), «мужская роль» (Роман Бурденко) — планировала покорить опера «Князь Игорь» в постановке Тимофея Кулябина. А завершала золотомасочное нашествие опера «Макбет». Копродукцию небывалого масштаба и размаха отметили в сразу шести номинациях: «лучший оперный спектакль», «работа дирижера» (Теодор Курентзис), «работа режиссера» и «работа художника в музыкальном театре» (Дмитрий Черняков), «работа художника по свету в музыкальном театре» (Глеб Фильштинский) и «мужская роль» (Димитрис Телякос).

Когда были объявлены номинанты, предполагалось, что для окончательного фестивального просмотра в Москву из Новосибирска отправятся одноактные балеты и «Князь Игорь». Технически наисложнейшего «Макбета» решено было демонстрировать на родной сцене. «Еще раз показать «Макбета» — очень дорогое удовольствие. Но мы идем на это ради зрителей и жюри «Золотой маски», которое приедет к нам отсматривать наделавший шума спектакль. Большой театр на реконструкции, никакая другая сцена не вместит такой масштаб, так что нам в Москву на национальный фестиваль ехать не придется. «Золотая маска» сама пожалует к нам», — рассказывал на предваряющей нынешний театральный сезон пресс-конференции главный дирижер НГАТОиБ, музыкальный руководитель совместного русско-французского проекта Теодор Курентзис. Из публичного высказывания маэстро следовало, что новосибирский театр был готов или, по крайней мере, планировал возвращение «Макбета» на сцену.

Разумеется, сделать это было бы весьма непросто. «Макбет», как и многие другие оперные спектакли Дмитрия Чернякова, чрезвычайно дорог и сложен с технической и исполнительской точек зрения. Сотни костюмов, масштабные декорации (помнится, жесткие конструкции доставляли из Франции в Россию, а затем переправляли обратно при помощи 9 сорокафутовых морских контейнеров), приглашение звезд мировой оперной сцены — все это и во время премьеры требовало организаторской ловкости и неподъемного для одного новосибирского театра бюджета, не говоря уже о повторных показах для «Золотой маски». Однако и с технической, и с организаторской, и с финансовой сторон возвращение «Макбета» было хоть и трудноосуществимо, но вполне реально. Вспомним, для примера, аналогичный случай с копродукцией Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и французской команды постановщиков и исполнителей: опера «Пеллеас и Мелизанда» после премьеры не была показана ни разу, за исключением двух спектаклей в рамках «Золотой маски».

Надо полагать, подавая заявку на участие в фестивале «Золотая маска», руководство НГАТОиБ отлично понимало, на что идет. Просто причина резкого вывода русско-французского «Макбета» лежит в другой плоскости. Не стоит забывать о том, что «Макбет» — копродукция НГАТОиБ и Парижской национальной оперы. В этом соавторстве кроется множество юридических и финансовых тонкостей, урегулированных соответствующим контрактом. Вполне возможно, договор о смежных авторских правах не позволяет новосибирскому театру эксплуатировать данный проект за рамками специально оговоренных условий. Такое объяснение сложившейся ситуации выглядит наиболее логичным и не дискредитирует организаторские способности руководителей новосибирской оперы.

Более счастливой в плане фестивальной судьбы оказалась другая оперная постановка НГАТОиБ — «Князь Игорь». По удачному стечению обстоятельств в столице не нашлось ни одной сцены, которая могла бы вместить декорации поставленного Тимофеем Кулябиным спектакля, поэтому жюри отправится смотреть дебют молодого режиссера в Новосибирск. Этот нюанс, безусловно, сыграет создателям «Князя Игоря» на руку. Не будет гастрольных затрат и неизбежных при переходе на чужую сцену технических сложностей. К тому же есть мнение, что на родной сцене спектакли из регионов воспринимаются членами жюри лучше, нежели эти же спектакли, но показанные в столице.

Что же касается «Макбета» Дмитрия Чернякова, то его в следующем сезоне попытаются возродить и ввести в репертуар без расчета на «Золотую маску». А в ближайшее время на суд национальной театральной премии-фестиваля будет представлен другой новосибирский «Макбет» театра «Красный факел». Драматический спектакль режиссера Тимофея Кулябина ожидает разбор полетов в трех номинациях: «спектакль большой формы», «работа режиссера» и «лучшая мужская роль» (исполнитель роли Макбета Константин Телегин). Результаты очередного золотомасочного забега станут известны 16апреля на торжественной церемонии вручения премий.

Юлия Щеткова,
«Новая Сибирь»


Читать по теме:
Макбеты захватили «Золотую маску»
08.02.2010

2. Mobbio | 10.02.2010 15:00
Спектакли всякие нужны, спекаткли всякие важны. И для фестивалей и для зрителей. У каждого своя задача. Не будет фестивалей не будет славы, не будет славы не будет и зрителей. Глубже зри, Евгения!

1. Евгения | 09.02.2010 08:38
Получается, что спектакли ставятся для "Золотых масок", для всевозможных фестивалей, для гастролей, для славы и наград, но нркак не для зрителя. Как обычный зритель может посмотреть оперу "Макбет"? Да никак. Ее нет в репертуре. Сколько шуму, сколько пороху, а спектакля-то нет. Спектакли Чернячковаа не про нашу честь, ха-ха-ха!

Коды для форматирования текста:

[b] текст [/b] - полужирный
[i] текст [/i] - курсив
[u] текст [/u] - подчеркивание
(при желании)


ближайшие праздники

1.04 - День Смеха
2.04 - День Единения народов
12.04 - День Космонавтики
12.04 - Пасха
30.04 - День Пожарной охраны
1.05 - День Весны и Труда
9.05 - День Победы
24.05 - День Славянской письменности и культуры

сервис знакомств

Я
Ищу
От  до  лет
Место жительства:
 c фотографией
 сейчас на сайте

заполнить анкету
© OOO "СибирьИнфо" 2006 г.