22 октября
2019
вторник
Информационный Портал Сибири
 




Афиша городов Сибири

БарнаулБарнаул
КемеровоКемерово
НовокузнецкНовокузнецк
НовосибирскНовосибирск
ОмскОмск
ТомскТомск


Подробности:

Театр
Кино
Изо
Литература
Музыка
Персоны
все рубрики >>
последние статьи >>
полный список статей >>
статьи категории Театр >>

Новый жанр: опера почти что а капелла

В НГАТОиБ в рамках VIII Рождественского фестиваля искусств впервые исполнили хоровую оперу Родиона Щедрина «Боярыня Морозова».

21.12.2009
Категория: Театр

В рамках VIII Рождественского фестиваля искусств Новосибирский театр оперы и балета выпустил премьеру хоровой оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова» при участии местных и столичных оперных исполнителей.

Исключительность написанного всего три года назад произведения заключается в отсутствии оркестра. «Боярыня Морозова» рассчитана на четырех солистов, смешанный хор, трубу, литавры и ударные, а тематически восходит к событиям русского церковного раскола XVII века. В Новосибирске опера прозвучала впервые, до этого «Боярыню Морозову» исполняли только в Москве.

В XXI веке композиторы редко обращаются к оперному жанру и еще реже используют сюжеты из русской литературы и истории. Композитор Родион Щедрин в этом плане — приятное исключение, взять хотя бы такие его оперы, как «Мертвые души», «Очарованный странник» или «Запечатленный ангел». Буквально три года назад, в июне 2006 г., к этому списку прибавилась и «Боярыня Морозова» — хоровая опера в двух частях для четырех солистов (боярыня Морозова, царь Алексей Михайлович, сестра боярыни княгиня Урусова, протопоп Аввакум), смешанного хора, литавр и ударных. «Боярыня Морозова» — это опера для хора. Хоровая опера — это жанр в истории музыки неизвестный. Жанр необычный, хор здесь выполняет не только обычную для себя функцию, но и функцию оркестра. Приемы, используемые автором, не хоровые, а скорее оркестровые. Вместе с этим хор является действующим лицом — выражает чаяния народа или сопереживает главным героям», — уточнил музыкальный руководитель новосибирского проекта, дирижер и ведущий хормейстер Вячеслав Подъельский.

Время действия щедринской «Боярыни Морозовой» — эпоха церковного раскола. Тема — страдания, которые претерпела Морозова во имя веры. Принцип построения оперы взят из античной трагедии, где заменивший оркестр хор то конфликтует с героями, то сливается с ними, оплакивая погибших, то комментирует события. Либретто (автор сам Родион Щедрин) основано на «Житии протопопа Аввакума» и «Житии боярыни Морозовой» и, по мнению специалистов, грешит грамматическими ошибками в передаче церковнославянской лексики, а также поверхностностью проникновения в суть событий. Обращение к теме раскола композитор объясняет как актуальностью, так и давним желанием: «Религиозный фанатизм, который нас сегодня окружает на всей планете, это более чем современная тема для любого из нас. Моя давнишняя мечта — подобраться к этой странице российской истории, трагичнейшей странице церковного раскола вXVII веке, когда столько крови было пролито. Сами образы исключительно привлекательны в своей яркости, в драматичности. Тот же протопоп Аввакум или же боярыня Морозова, или сестра ее. Знаете, для оперы такой яркий жизненный женский образ, мне думается, это страшно необходимая вещь».

Главная героиня «Боярыни Морозовой» отнюдь не хорошо одетая старуха с картины Сурикова (на этом Родион Щедрин настаивал в ряде предпремьерных интервью), а униженный и истязаемый адепт старообрядческих убеждений. Согласно историческим документам, Феодосия Прокопьевна слыла одной из самых богатых женщин России и была приближенной к царю персоной, занимая пост верховой боярыни. В ее владениях числились 8000 крестьянских дворов, 300 человек дворни, выезд с 12 лошадьми, роскошная резиденция, украшенная мозаикой и серебром карета и пр. Во дворе ее дома гуляли павлины, а состояние в целом оценивалось как второе после царского. За приверженность к «старой вере» Морозова лишилась богатства, сына (его отравили по приказу царя) и жизни: после многочисленных побоев и пыток ее вместе с сестрой заточили в монастырскую тюрьму на севере России, где она и умерла от голода. Впрочем, Щедрин хоть и соблюдает некоторую историческую достоверность, не злоупотребляет натуралистическими подробностями, интерпретируя исторические факты в притчевом ключе и украшая сложной, богатой, многослойной, эмоционально насыщенной фактурой хоровых партий.

По замыслу композитора премьера «Боярыни Морозовой» должна была состояться в 2007 году в Германии, однако случилась на год раньше — 30 октября 2006 года в Москве, в Большом зале консерватории. Премьера новосибирского варианта оперы Родиона Щедрина состоялась 11 декабря в предпоследний фестивальный день, увы, при неполном зале. Концертная версия (первое исполнение оперы в Москве было также концертным; по слухам, сейчас композитор мечтает увидеть сценическую интерпретацию «Боярыни Морозовой» и даже планирует вести переговоры с режиссером Дмитрием Черняковым) прозвучала в исполнении Татьяны Горбуновой, Вероники Джиоевой, Дмитрия Веселовского и Карена Мовсесяна. Солисты отметили, что опера Щедрина подкупает своей выразительностью, а характерные сольные партии, многокрасочный аккомпанемент хора, соло литавр и речитатив трубы вкупе создают неизгладимое впечатление. Услышать историю самой знаменитой боярыни Старой Руси в следующий раз можно будет 26 декабря.

Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»
21.12.2009

3. Примпампусик | 26.12.2009 21:17
Мы оперу мы оперу мы очень люббим опреу!

2. Колобок | 26.12.2009 19:42
Хороша опера, хороша...

1. Саша | 21.12.2009 18:49
Вполне оригинально по всем параметрам

Коды для форматирования текста:

[b] текст [/b] - полужирный
[i] текст [/i] - курсив
[u] текст [/u] - подчеркивание
(при желании)


ближайшие праздники

3.11 - Хэллоуин
4.11 - День Народного Единства
7.11 - День Октябрьской Революции
10.11 - День Милиции
22.12 - День Энергетика

сервис знакомств

Я
Ищу
От  до  лет
Место жительства:
 c фотографией
 сейчас на сайте

заполнить анкету
© OOO "СибирьИнфо" 2006 г.