29 марта
2024
пятница
Информационный Портал Сибири
 




Афиша городов Сибири

БарнаулБарнаул
КемеровоКемерово
НовокузнецкНовокузнецк
НовосибирскНовосибирск
ОмскОмск
ТомскТомск


Подробности:

Театр
Кино
Изо
Литература
Музыка
Персоны
все рубрики >>
последние статьи >>
полный список статей >>
статьи категории Музыка >>

Новый джаз года

Международный фестиваль Jazz in Jeans провела новосибирская филармония в ДК «Строитель» с участием российских, американских, немецких и украинских музыкантов.

28.10.2009
Категория: Музыка

Свободную музыку для свободных людей — Международный фестиваль Jazz in Jeans — подарила местным джазоманам Новосибирская филармония. Три дня подряд на набирающей популярность площадке ДК «Строитель» выступали музыканты, определяющие облик современного российского, американского, немецкого и украинского джаза. Форум с сильнейшей концентрацией стилей и исполнительских манер, оптимистическим бюджетом, грандиозным финальным джем-сейшном и запалом на возрождение музыкальной традиции стал для Новосибирска главным джаз-событием уходящего года, в претензию которому выдвигают разве что традиционные технические пертурбации.



Если мы откроем джазовую энциклопедию новой (читай постсоветской) России, то окончательно и бесповоротно убедимся в том, что крупнейшим центром развития да и просто бытования джаза в нашей стране много лет подряд является Москва. Однако, если нам хватит терпения пролистать еще пару-тройку глав, то мы обязательно найдем существенную поправку на иные регионы, в которых, как уверяют составители, существуют и даже укрепляются локальные джазовые школы, сообщества, центры притяжения. Далее последует приятный сюрприз, ибо Новосибирск на этой джазовой карте характеризуется как «крупнейший центр притяжения восточнее Урала»: «Столица Сибири не просто один из трех крупнейших городов за Уралом — это мощный культурный центр с большими традициями, в том числе и джазовыми. В 60–70-е и позже именно новосибирский Академгородок был одним из всесоюзных центров джазового притяжения, непременным пунктом гастрольных поездок — в первую очередь благодаря уникальной аудитории, состоящей из сотрудников множества НИИ Сибирского отделения Академии наук. Высокообразованная аудитория, естественно, была куда лучше подготовлена и расположена к восприятию джаза, чем в среднем по стране. Кроме того, в Новосибирске есть главный элемент кристаллизации джазовой жизни, без которого она оставалась бы спорадически-гастрольной даже и при наличии сколь угодно хорошо подготовленной аудитории — джазовые энтузиасты. Их тут достаточно, чтобы образовались даже определенные «партии» или «группировки». Немаловажную роль играет и тот факт, что в городе есть консерватория, где преподают лучшие джазовые музыканты города. При этом Новосибирск, как и любой крупный джазовый центр, испытывает определенную текучку кадров: как из Москвы музыканты уезжают в Европу и США, так из Новосибирска едут в Москву и другие города».

Эта энциклопедическая выжимка, конечно, не открывает Америку и не блещет новизной, но является прекрасной иллюстрацией к тому фону, на котором возник филармонический Jazz in Jeans с вполне съедобным названием (сравните хотя бы с проходившими в 2008 году «Сибирскими джазовыми игрищами», которые так и напрашивались на словоблудное приложение капища, требища, идолища и поганища) и не оторванной от жизни концепцией. «Джаз — это музыка свободных людей, а джинсы — это одежда свободных людей. Мы надеемся, что на джазовом фестивале все будут чувствовать себя свободно, удобно и комфортно», — пояснял накануне открытия фестиваля директор филармонии Александр Назимко, к слову, самоотверженно приходивший на джазовые вечера в джинсах и фирменной футболке Jazz in Jeans. — Бюджет у этого фестиваля очень оптимистичный, хотя само по себе мероприятие очень затратное и много расходов. Но мы все сделали по-джазовому. Одна зона посадочных мест для зрителей — бизнес-класс: от сцены до прохода. Другая зона — джазовая зона — от прохода, без места — кто пришел раньше, тот и сел на свободное место. Раз уж заявили, что фестиваль для свободных людей, то мы по этому принципу и идем».

«Мы создали фестиваль не на пустом месте, — отметил Александр Назимко. — Мы сделали важный шаг к возрождению традиции джазовых фестивалей, которая существовала в Новосибирске в 1990-е годы. Мы привезли в наш город джазовых музыкантов высочайшего класса, мы дали возможность нашей публике и нашим музыкантам прикоснуться к их искусству — получить удовольствие, чему-то научиться. И, конечно, мы хотим повторить Jazz in Jeans в следующем году, сделать его традиционным, ежегодным, сохранив примерно те же сроки, концепцию и структуру — каждый вечер по три коллектива на сцене, каждый концерт в трех отделениях, а в финале джейм-сейшн. Нынешний финальный сейшн стал для меня самым главным событием фестиваля, даже больше — самым главным музыкальным событием года. Музыканты показали себя во всей красе. На сейшне звучал не только джаз — там были и фанк, и блюз. Больше всего на сейшне выступали гости фестиваля, и это было просто незабываемо».

Общее время фестивальных выступлений на Jazz in Jeans составило около 13 часов. На сцену ДК «Строитель» вышли приглашенные звезды — культовая фигура нью-йоркского бита и современного джаза Тони Симорози и его N.-Y. International band»; опоздавшая на самолет и едва не пропустившая репетиции темнокожая джаз-дива Николь Генри; популярныйвокалист Рой Янги; саксофонист с мировым именем Билл Эванс; американский джазовый семейный дуэт Джесси Джонса (труба) и Мелтона Мустафы (саксофон), неподражаемый русско-австрийский квинтет трубача Андрея Лобанова и саксофониста Лутца Хефнера, гитарист-виртуоз Энвер Измайлов, пианист Игорь Дмитриев, своими руками творивший историю сибирского джаза. Вместе с иностранными музыкантами и вокалистами в Jazz in Jeans приняли участие джаз-лидеры Новосибирска — биг-бэнд Владимира Толкачева, джаз-оркестр «Сибирский диксиленд», трио Евгения Серебренникова и блистательная Наталья Соболева. Организаторы фестиваля отметили, что участие новосибирских музыкантов не только дань традиции, но и констатация факта — профессиональный уровень наших джаз-звезд не уступает мастерству ведущих мировых музыкантов. «Мы не стремимся своих музыкантов как-то по-особому трудоустроить, — уверил директор Новосибирской филармонии. — На сегодня это действительно выдающиеся джазовые музыканты не только в России, но и на мировом уровне. Последние годы участия в международных джазовых фестивалях новосибирских музыкантов это очень хорошо демонстрируют. В нашем творческом багаже великолепные коллективы, я могу с гордостью об этом сказать».

Если творческая составляющая нового джазового фестиваля оказалась по многим параметрам на высоте, то техническая часть вызвала множество нареканий. Позиционируемая как оптимальная для джаза площадка ДК «Строитель» («это не огромный концертный зал, в котором джазу неуютно, и не маленький клуб, в котором остаётся лишь мечтать о достойной акустике, нет! — этот зал создан как будто специально для джаза», — гласил пресс-релиз) оказалась не готова к полноценному воплощению «безумного джазового урагана». Обещанный организаторами «сладко длящийся от первой до последней ноты» кайф то и дело прерывался, как говорится, по техническим причинам — летел звук, расстраивалась аппаратура, отваливались провода, вырубались и фонили микрофоны. «Мы столкнулись с рядом технических проблем, обусловленных состоянием техники ДК, — прокомментировал Александр Назимко. — Были проблемы с электричеством, от этого несколько пострадал звук. Нам пришлось решать проблемы в экстренном порядке, многие решения, конечно, оказались временными, но совместно с администрацией дворца культуры мы будем работать над полным устранением неполадок и проблем». Результаты этого взаимодействия слушатели филармонии рано или поздно проверят на своих ушах, а всем клеймящим организаторов за техническую профанацию концертов хочется напомнить о тех временах, когда для получения джаз-удовольствия было достаточно и шепелявого рентгеновского снимка. В общем, будьте проще, господа джазоманы, и фестивали к нам потянутся.

Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»
28.10.2009

Коды для форматирования текста:

[b] текст [/b] - полужирный
[i] текст [/i] - курсив
[u] текст [/u] - подчеркивание
(при желании)


ближайшие праздники

1.04 - День Смеха
2.04 - День Единения народов
12.04 - День Космонавтики
12.04 - Пасха
30.04 - День Пожарной охраны
1.05 - День Весны и Труда
9.05 - День Победы
24.05 - День Славянской письменности и культуры

сервис знакомств

Я
Ищу
От  до  лет
Место жительства:
 c фотографией
 сейчас на сайте

заполнить анкету
© OOO "СибирьИнфо" 2006 г.